Путевой лист быть или не быть

Путевой лист расход по норме и фактически

Самый простой способ установить свои нормы расхода топлива, использовать фактические данные об израсходованном бензине из путевого листа.

Чтобы рассчитать количество горючего для конкретного автомобиля, необходимо литры топлива разделить на пройденные километры и умножить на 100. Таким образом, компания узнает, сколько бензина необходимо автомобилю, чтобы пройти 100 км пути.

Пример:Водитель А.В. Петров проехал 1500 км. За время пути он потратил 180 л бензина. Количество горючего, которое ему нужно на 100 км пути, составляет 12 л. (180 л : 1500 км х 100 км).

Для более точного расчета надо использовать формулы из рекомендаций Минтранса. Для легковых автомобилей можно применять формулу:

Нормативный расход горючего в литрах на 100 км

=

0,01

х

Базовая норма

х

Пробег автомобиля, км

х

1 + 0,01 х поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %

Для грузовых автомобилей формула расчета израсходованного горючего такая:

=

0,01

x

(Hsan x S + Hw x W)

x

(1 + 0,01 x D)

где — нормативный расход горючего, л;

S — пробег автомобиля, км;

Hsan — нормы расхода топлива на пробег автомобиля в снаряженном состоянии без груза;

Hw — нормативный расход на транспортную работу, л/100 т x км;

W — объем транспортной работы, т x км: W = Gгр x Sгр (где Gгр — масса груза, т, Sгр — пробег с грузом, км);

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Чтобы вычислить норму расхода бензина на пробег автомобиля в снаряженном состоянии без груза, надо применять такую формулу:

Hsan

=

Hs

+

Hg

x

Gnр, л/100 км

где Hs — базовый расход горючего на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);

Hg — нормы на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т x км;

Gnр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т.

Пример:Базовый норматив горючего грузовика без прицепа — 25 л/100 км. Машина с зерном проехала 132 км. Поправочный коэффициент не применяется. Бухгалтер рассчитал норму расхода топлива для путевого листа. Она составила 33 л [0,01 x (25×132) x (1 + 0,01)].

Если согласно данным путевого листа фактически израсходовано больше, чем предусмотрено нормой, получился перерасход. Если меньше – экономия.

Имейте в виду: у налоговиков возникнут вопросы, если за один день водитель заправил бензина больше, чем вмещает бензобак автомобиля. Либо если за смену сотрудник израсходовал больше, чем объем бензобака.

Объяснить превышение можно тем, что водитель заправлялся несколько раз в течение дня, так как ездил далеко и истратил много горючего. Но в этом случае у него должно быть несколько кассовых чеков на покупку горючего со значительной разницей по времени. Если чек один, возможно, часть купленного бензина он залил в канистру.

При подобных нестыковках безопаснее сразу получить у водителя письменные пояснения. Он может составить их в произвольной форме и изложить все обстоятельства. Иначе есть риск, что налоговик исключат затраты на ГСМ и доначислят компании налог на прибыль, пени и штраф.

Дорогой коллега, до 12 мая «Главбух» всего 12 990!

Успейте оформить годовую подписку выгодно.

На все ваши вопросы с радостью ответят по телефону 8 (800) 222-15-72.

  • Статьи по теме:
  • Путевой лист на месяц в 2019 году: скачать бланк, образец заполнения
  • Путевой лист грузового автомобиля бланк 2019: скачать бесплатно
  • Путевой лист легкового автомобиля 2019: бланк Word, Excel скачать бесплатно
  • Путевой лист на трактор: скачать бланк
  • Как оформить путевой лист на время командировки работника

Путевой лист быть или не быть

Темы: 

  • Путевой лист
  • Первичные документы

Путевой лист быть или не быть

Будьте в курсе!
Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.

Дополнительные сведения для ИП

До того как был отменен приказ министерства транспорта под №68, все индивидуальные предприниматели, которые являются владельцами ТС, использовали бланк формы ПГ-1. Последняя была утверждена соответствующим нормативным актом. В 2011 году был принят новый федеральный закон о бухгалтерском учете. Поэтому обязательность применения указанной формы отменена.

https://youtube.com/watch?v=m5HvpFIDvns%3Ffeature%3Doembed

У предпринимателей существует право самостоятельной разработки соответствующей формы первичной документации, которая отвечает требованиям, прописанным в приказе №152 и определенном законодательстве. В качестве образца можно использовать любую из предусмотренных вариаций для оформления, которые были ранее. К примеру, это может быть форма 4-С, ПГ-1 или 4-П, на основе шаблона можно разработать собственную индивидуальную схему документа. В большинстве случаев субъекты предпринимательской деятельности склонны к применению формы ПГ-1, так как она содержит в себе совокупность положенных реквизитов, оптимально проста и удобна для понимания.

Читайте так же:  Сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими из числа граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время

При применении специального транспорта оптимальным вариантом выступает форма 4-С. 4-П удобна, ведь предприниматели могут легко производить расчеты с водителями на основе почасовой оплаты труда. Обязательно документ дополняется ТТН, номер указывается в путевом листе. Когда рейс выполнен, 1 экземпляр накладной прикладывается к оформленному документу и сохраняется указанный срок.

Для заполнения путевого листа грузового автомобиля необходимо использовать образец, что позволит избежать ошибок. Дело в том, что ранее существовала унифицированная форма, которая использовалась предпринимателями, однако на данный момент она отменена. В связи с этим субъекты предпринимательской деятельности сталкиваются с трудностями в процессе заполнения документации. Кроме того, проблемы возникают и с выбором необходимого бланка. Во избежание затруднений рекомендуется руководствоваться специальным образцом, который соответствует форме ПГ-1.

https://youtube.com/watch?v=mBsT7mSk9tk%3Ffeature%3Doembed

Путевой лист индивидуального предпринимателя грузового автомобиля — важный документ, заполнение которого контролируется со стороны самого предпринимателя. Это помогает не допускать ошибки при заполнении. Чтобы внесение информации было максимально правильным, рекомендуется использовать образец.

Является ли путевой лист первичным документом

С одной стороны, можно сразу дать отрицательный ответ, ведь путевой лист исключен из Приказа Минфина РФ № 52н, которым установлены формы первичных учетных документов для государственных (муниципальных) учреждений.К тому же первичный документ предназначен для подтверждения хозяйственной операции, измеряемой в денежном выражении. Путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя, и он удостоверяет не хозяйственную операцию, а именно перевозку пассажиров (Постановление ФАС УО от 12.03.2014 № Ф09-1057/14). То есть у этих документов даже разное предназначение.

С другой стороны, есть аргументы и в защиту иной позиции. Обязательные реквизиты первичного учетного документа названы в п. 7 Инструкции № 157н. Один из них – величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения. Употребление союза «или» говорит о том, что первичный документ не обязательно должен содержать стоимостную оценку, может быть и только натуральный показатель, характеризующий операцию. В путевом листе отражаются информация о марке транспортного средства, государственный номерной знак, величина пробега, время и продолжительность работы (см. Приказ Минтранса РФ № 152). Хотя обязательные реквизиты первичного документа и путевого листа не совпадают (в последнем нет информации о государственных и муниципальных платежах), в п. 7 Инструкции № 157н сказано, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам. Бланки, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ № 78, как раз являются такими унифицированными формами, а значит, они могут считаться «первичкой».

В итоге есть аргументы за и против признания путевого листа первичным учетным документом. При этом «транспортный» документ нужен не только водителю, который обязан соблюдать требования правовых актов в сфере дорожного движения, но и бухгалтеру. Ему данные заполненного путевого листа позволят установить, кем, когда и с какой целью использовался конкретный автомобиль, подтвердить количество километров, пройденных при осуществлении соответствующего вида деятельности, необходимое для определения расходов на ГСМ и иных расходов на ремонт и содержание транспорта (Постановление ФАС ПО от 11.03.2014 № А65-11354/2013).

Норма расхода топлива для путевого листа

В Налоговом кодексе РФ нет требования о нормировании затрат на горючее. Поэтому компания вправе признавать такие затраты полностью или разработать свои нормативы.

Но при расчете налога на прибыль можно учесть только обоснованные расходы. Поэтому на проверке инспекторы затребуют документы, подтверждающие обоснованность затрат. Например, данные о контрольных замерах.

Сложностей с подтверждением обоснованности и списанием не будет, если признавать расход топлива по путевым листам в налоговом учете по утвержденным нормам. Они приведены в распоряжении Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. в редакции распоряжения от 14 июля 2015 № НА-80-р.

  •   Теперь заполнить РСВ, 6-НДФЛ, 4-ФСС и любую другую отчетность онлайн можно в нашей новой программе. Все пользователи нашего сайта получили БЕСПЛАТНЫЙ доступ. Если не хотите заполнять отчетность, попробуйте рассчитать зарплату, отпускные, больничные и любые другие выплаты или оформить и распечатать кадровые документы. Все это программа тоже умеет делать.

Нормы расходы топлива Минтранса являются базовыми и зависят от вида транспортного средства, мощности двигателя, количества поршней. Данные чиновники закрепили как для бензинового топлива, так и для дизельного (см. таблицу ниже). Также в перечне есть и исходные нормы для сжиженного нефтяного газа и сжатого природного.

Таблица. Нормы расходы топлива Минтранса

Модель, марка, модификация автомобиля

Базовые нормы, л/100 км

Вид топлива

ГАЗ-2310 «Соболь» (ЗМЗ-40522-4L-2,464-145-5М)

14,7

Б

ГАЗ-2704 «Фермер» г/п (ГАЗ-560-4L-2,134-95-5М)

11,9

Д

ГАЗ-2943 «Фермер» (ЗМЗ-402-4L-2,445-100-4М)

16,7

Б

ГАЗ-3302 (ЗМЗ-405220-4L-2,464-145-5М)

15,3

Б

ГАЗ-330210 «Газель» (ЗМЗ-4026.10-4L-2,448-100-5М)

16,0

Б

ГАЗ-33027 «Газель» (ЗМЗ-4026.10-4L-2,445-100-5М)

17,0

Б

ГАЗ-3302 «Газель» (ЗМЗ-4063.10-4L-2,3-110-5М)

15,5

Б

Читайте так же:  Как самостоятельно закрыть ИП в 2019 году пошаговая инструкция

Кроме того, Минтранс установил разные надбавки к базовым нормативам. Выгоднее использовать сразу несколько коэффициентов, так как они суммируются. А значит, компания сможет списать больше затрат на бензин.

Например, предусмотрены надбавки для машин с кондиционером, за работу в зимнее время.

Повышающий коэффициент в размере 5 процентов можно применять для машин, которые проехали более 100 000 км или находятся в эксплуатации более пяти лет. И до 10 процентов — для транспорта, который используется более восьми лет или общий пробег составляет свыше 150 000 км.

Для технологического транспорта максимальная надбавка составляет 20 процентов. Речь идет о технике, которая перемещается в основном не по дорогам, а по производственным помещениям, промышленным площадкам, горным выработкам. К таким машинам относятся горные комбайны, экскаваторы, бетоноукладчики, промышленные и строительные краны, машины для загрузки, шахтные погрузочные машины, самоходные бурильные каретки и т. д.

Повышающие коэффициенты по бензину установлены также для городов и населенных пунктов. Например, в городах с численностью от 1 до 5 млн. человек можно увеличивать норму списания топлива на 25 процентов. Какие надбавки действуют в других населенных пунктах, смотрите в таблице ниже.

Эксперты объясняют, как учитывать ГСМ

Путевой лист быть или не быть

Отвечает Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

«Расходы на ГСМ можно подтвердить не только путевыми листами, но и любыми другими документами, позволяющими достоверно определить пройденный путь. Например, документами, заполненными на основе данных приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем.

Стоимость топлива, которая списывается на расходы, зависит от метода оценки МПЗ – ФИФО, по средней себестоимости…»

Из рекомендации «»

Задайте свой вопрос экспертам «Системы Главбух»

Таблица. Надбавки по бензину для городов и населенных пунктов

Численность населенного пункта, чел.

Максимальная надбавка, %

Свыше 5 млн.

35

От 1 до 5 млн.

25

От 250 тыс. до 1 млн.

15

От 100 до 250 тыс.

10

До 100 тыс.

5

Учтите : есть также надбавки, которые нельзя применять одновременно. Например, зимнюю надбавку нельзя прибавить к коэффициенту, который действует для машин с кондиционером (п. 5 Методических рекомендаций из распоряжения Минтранса № АМ-23-р).

Путевой лист быть или не быть Еще по этой теме в :

Транспортное законодательство

Базовым документом, регулирующим перевозки грузов и пассажиров посредством автомобильного транспорта, является Устав автомобильного транспорта[6], имеющий статус федерального закона. В нем сказано, что путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. При этом запрещается осуществление перевозок пассажиров, багажа и грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на автотранспорт (п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта).

Путевой лист используется при предъявлении и приеме груза для перевозки, в нем отмечаются время подачи транспортного средства, контейнера в пункты погрузки, выгрузки и время отправления из них (п. 5 ст. 11 Устава автомобильного транспорта). Основанием для начисления штрафа за задержку (простой) транспортных средств служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств (п. 6, 8 ст. 35 Устава автомобильного транспорта). Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности участников дорожного движения, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах (п. 1 ст. 38 Устава автомобильного транспорта).

Сведения о контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния автотранспорта при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации (п. 29 приложения 1 к Правилам обеспечения безопасности перево­зок пассажиров и грузов). Путевой лист входит в разрешительную документацию, необходимую для допуска транспортного средства юридического лица к участию в дорожном движении (п. 2.2 приложения 2 к Правилам обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов).

Как видим, учреждению, эксплуатирующему автотранспорт в целях перевозки пассажиров и грузов, без путевого листа не обойтись не только в силу норм бюджетных методологических актов,
но и на основании требований транспортного законодательства.

Расхождения во времени, указанном в путевом листе и табеле учета рабочего времени

При составлении путевых листов нередко компании допускают неточности, связанные со временем работы сотрудника.

Например, у менеджера компании (чей личный транспорт используется в служебных целях) режим работы с 8.30 до 17.30 ч. с понедельника по пятницу. В путевом листе установлено время — с 8.30 до 19.00 ч. При этом в табеле учета рабочего времени проставлен восьмичасовой рабочий день.

Возможны ли такие расхождения времени, приведенному в табеле учета рабочего времени и путевом листе?

В путевом листе должны быть проставлены дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку, что позволяет определить продолжительность фактически отработанного времени (пп.4 п.6 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утв. Приказом №152).

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (ст.91 ТК РФ). Сведения об использовании рабочего времени отражаются в табеле учета использования рабочего времени. Работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, признается сверхурочной (Письмо Роструда от 02.12.2009 г. №3567-6-1). А такая работа компенсируется повышенной оплатой либо по желанию работника предоставлением дополнительного времени отдыха (ст.152 ТК РФ).

Читайте так же:  Командировочное задание бланк

Таким образом, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) менеджера, работающего по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, не может превышать восемь часов. Привлечение же менеджера к выполнению сверхурочной работы должно производиться с соблюдением правил, предусмотренных ст.99 ТК РФ.

Важно!

Поэтому расхождение сведений о фактически отработанном времени, указанных в табеле учета рабочего времени и путевом листе, является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение законодательства о труде по ст.5.27 КоАП РФ (Постановление ВС РФ от 31.07.2009 г. №18-АД09-8).

Напомним, что данной статьей предусматривается штраф:

  • на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. рублей;

  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 тыс. до 5 тыс. рублей;

  • на организацию — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

Ошибки, приводящие к доначислению налога на прибыль НДФЛ у ИП

Целью составления путевого листа является подтверждение обоснованности расхода ГСМ.

Налоговики зачастую доначисляют по причине отсутствия в путевом листе информации о конкретном месте следования, поскольку без данных сведений невозможно подтвердить осуществленные организацией расходы на приобретение ГСМ (Постановления АС Поволжского округа от 02.12.2016 г. №А55-166446/2015 и от 15.06.2016 г. №Ф06-9555/2016, Московского округа от 08.04.2015 г. №Ф05-3450/2015, Решение АС Нижегородской области от 05.08.2016 г. №А43-10294/2016). Данный подход согласуется с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в определении от 30.08.2013 г. №ВАС-11880/13.

Отсутствие в путевых листах сведений о времени возвращения в гараж (стоянку) также может послужить отказом в признании расходов в налоговом учете. Кроме того, необходимо соотносить информацию, приведенную в путевом листе с другими документами. 

Например

Согласно путевым листам в графе «горючее» указана марка бензина Аи-95, вместе с тем, часть представленных кассовых чеков подтверждают покупку бензина марки АИ-92. Из некоторых чеков ГСМ следует, что разово приобреталось топливо в количестве, превышающем 70 литров, 80 литров, при этом сведений об объеме горючего, который способны вместить баки указанных автомобилей, компанией в ходе налоговой проверки не представлены (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 г. №А74-7498/2014).

В другом же деле, налоговики сопоставили время работы экскаваторов, погрузчика и бульдозеров с актами выполненных работ. Согласно путевым листам работы выполнялись в апреле, мае, июне и июле 2013 года, в то время как объемы работ были приняты налогоплательщиком в апреле, августе и октябре 2013 года. Налоговики исключили данные расходы из налоговой базы, поскольку представленные путевые листы невозможно соотнести с актами на выполнение работ-услуг, путевые листы составлены с нарушением установленных законом требований и не подтверждают факт работы части техники (Решение АС Забайкальского края от 06.09.2016 г. №А78-1080/2016).

А отсутствие в путевых листах показаний спидометра, нарушение нумерация, а также несоответствие с другими документами (путевые листы имеют дату составления начиная с 12.07.2013 г. по 01.11.2013 г., а представленные кассовые чеки датированы начиная с 11.09.2013 г. и заканчивая 16.12.2013 г., дата отпуска дизтоплива АЗС не соответствует дате путевых листов) также приводит к исключению расходов на ГСМ из состава профессиональных вычетов ИП (Решение АС Ставропольского края от 26.10.2016 г. №А63-4584/2016).

Кроме того, пороки заполнения путевого листа наряду с другими обстоятельствами, нередко служат доказательством получения необоснованной налоговой выгоды.

Например

Путевые листы не содержат полных сведений об осуществленной перевозке груза, а именно: не указано места погрузки и разгрузки груза, время погрузки (разгрузки), вид упаковки груза и иные сведения, в путевых листах не заполнены надлежащим образом разделы «Задание водителю», «Последовательность выполнения задания»«, «Результаты работы автомобиля и прицепов», а также содержат недостоверные сведения. В путевых листах указано, что груз перевозил водитель Шотохин В.В. Однако водитель Шотохин В.В. в период составления путевых листов не являлся сотрудником компании (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.07.2016 г. №А33-10497/2015).

Таким образом, если на основании путевых листов невозможно определить цели фактического использования автомобилей и соотнести их с иными документами, подтверждающими реальность несения расходов на автомобили при их использовании в производственной деятельности, то суды подтверждают право налоговиков на исключение расходов на ГСМ из «прибыльной» базы (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 07.10.2016 г. №А63-11450/2015).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про НДФЛ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: