Законы РФ 2018-2019Налоги в 2018 году

Содержание

Необлагаемый доход

Доходы, с которых не платят подоходный налог, подробно перечисляются Налоговым кодексом РФ (217 статья):

  • пособия безработным и беременным (с больничных листов НДФЛ удерживается, даже если вы ухаживаете за заболевшим ребенком);
  • алименты;
  • стипендии;
  • пенсионные выплаты и дополнительные платежи людям на пенсии;
  • различные виды компенсаций;
  • премии за помощь при раскрытии преступлений;
  • командировочные расходы: суточные на территории России до 700 р., вне её 2500 р.;
  • благотворительные пожертвования;
  • оплата за донорство;
  • доходы при продаже фруктов, овощей, зелени, животных, полученных на собственных дачах, огородах, в садах, если земельный участок не более 0,5 гектара и не применяется труд наемных работников;
  • оплата лечения сотрудника предприятием;
  • помощь при чрезвычайных ситуациях;
  • доходы при продаже квартиры и другого имущества (за исключением ценных бумаг), принадлежавших владельцу не менее пяти лет, а в отдельных случаях, например, при наследовании или приватизации, -не менее трех лет;
  • доходы при наследовании и получении подарков для близких родственников;
  • компенсации участникам долевого строительства, если застройщик обанкротился.

Возможные инновации 2018 года

К сожалению, речь о прогрессивном налогообложении доходов пока не идет. Минфин, Минэкономразвития и Центр стратегических разработок обсуждают совершенно иной налоговый маневр. Представители данных ведомств собираются оставить плоскую шкалу, но при этом считают, что налоговая нагрузка на население должна быть повышена. Единственное, в чем может выразиться «прогрессивность» новой системы налогообложения, так это в том, что будет введен некий необлагаемый налогами минимальный доход.

Данные инновации в правительстве обсуждаются еще с осени 2016 года. Напомним, что согласно распоряжению Владимира Путина Федеральное собрание должно разработать предложения по налоговому реформированию до декабря 2017 года. Президент заявил, что реформы фискальной сферы – это важная часть реализации плана по ускорению экономического роста России в период 2018-2024 годов. Что же касается предложений отдельных ведомств, то их можно выразить следующими тезисами:

  • Минфин настаивает, что НДФЛ нужно повысить до 15%, из которых от 6 до 8 процентных пункта следует перенаправлять в общефедеральный бюджет. Увеличение данного сбора можно компенсировать путем снижения ставки страховых отчислений, уменьшив ее до 21% (сейчас она составляет 30%);
  • Представители Минэкономразвития предлагают увеличить ставку НДФЛ до 15% и ввести понятие вычета, равного сумме прожиточного минимума. При этом из данного ведомства поступают предложения по увеличению НДС до 21% (текущая ставка равна 18%) и снижению страховых сборов до 21%;
  • В Центре стратегических разработок говорят о том, что НДФЛ нужно увеличить до 17%, однако предоставлять всем или самым бедным россиянам право на вычет в размере прожиточного минимума.

Стоит отметить, что некоторые эксперты из правительственных структур предлагают, чтобы каждая региональная власть утверждала ставки НДФЛ самостоятельно.

Законы РФ 2018-2019Налоги в 2018 годуРоссияне могут получить право на вычет в размере прожиточного минимума

Отдельно нужно упомянуть о законопроекте, который был внесен на парламентское рассмотрение от инициативной группы депутатов из ЛДПР. В данном документе предлагается освободить от уплаты подоходных сборов тех россиян, которые получают зарплату в сумме меньше чем 15000 рублей. А вот для всех остальных категорий предлагается ввести прогрессивную налоговую шкалу, которая заставит раскошелиться обладателей сверхдоходов. Основные тезисы и предложения законопроекта выражаются в следующем:

  • люди, получающие в год доход от 180 тысяч до 2,4 миллионов рублей, уплачивают налог в размере 13%. При этом налогообложению предлагается подвергать лишь ту часть дохода, которая выходит за планку в 180 тысяч;
  • личности, сумевшие получить доход от 2,4 миллионов до 100 миллионов рублей, должны уплачивать фиксированный налог в размере 289 тысяч в год и еще 30% от сумм дохода, которые выходят за пределы 2,4 миллионов;
  • категория лиц, получающая в год свыше 100 миллионов, должна платить фиксированный НДФЛ в сумме 29,6 миллионов рублей и дополнительно отчислять 70% от дохода, который вышел за пределы 100 миллионов.

Согласно словам Игоря Шувалова, занимающего пост первого вице-премьера страны, перестройка налоговой системы планируется уже в 2018 году.

Частные выражают мнение, что такие эксперименты с НДФЛ могут стать провальными. Прежде всего, они прогнозируют повсеместный возврат серой схемы зарплатных выплат в коммерческих структурах. Фирмы могут использовать вполне официальные лазейки – например, регистрировать своих работников в качестве ИП, чтобы уплачивать налог в 6%, либо выплачивать зарплату, замаскированную под проценты от депозитов. При этом сегодня теневая часть выплаты вознаграждения работникам оценивается в сумму около 5 триллионов рублей.

3. Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ

Законодательную
базу налоговой системы РФ определяет
Налоговый кодекс. В России общую линию
налогового законодательства определяет
Государственная Дума, Совет Федерации,
Президент РФ и Правительство РФ. Государственная
Дума рассматривает вопросы налогового
законодательства и принимает законы
о налогообложении, которые с одобрения
Совета Федерации и подписи Президента
вступают в силу.
Рассмотрим
становление налоговой системы в России.
Законом «Об основах налоговой системы
в Российской Федерации» впервые в России
вводится трехуровневая система налогообложения.
В
условиях высокой инфляции и глубоких
структурных изменений в экономике в первые
годы реформ российская налоговая система
в определенной степени выполняла свою
роль, обеспечивая минимальные потребности
государства по поступлению в бюджеты
всех уровней финансовых ресурсов. Вместе
с тем по мере дальнейшего углубления
рыночные преобразований недостатки действующей
налоговой системы становились все более
и более заметными, а ее несоответствие
происходящим в экономике изменениям
все более и более очевидным.
Поэтому
первый этап развития налоговой системы
можно характеризовать как этап неустойчивого
налогообложения.[4] Не случайно на протяжении
первых лет экономических реформ в законодательстве
о налогах ежегодно, а нередко и по несколько
раз в год вносились много численные поправки.
Но они решали лишь отдельные узкие вопросы,
не затрагивая основных положений построения
налоговой системы. К сожалению, вносимые
законодательные изменения были не всегда
обоснованными. Так, в декабре 1993 г. предоставлением
права региональным и местным органам
вводить неограниченное число новых налогов
был нарушен один из важнейших принципов
построения налоговой системы — принцип
ее единства. В результате сложившаяся
к концу 90-х гг. в Российской Федерации
налоговая система в большей степени из-за
несовершенства ее отдельных элементов
препятствовала экономическому развитию
страны.
Огромная
налоговая нагрузка на законопослушных
налогоплательщиков, наличие большого
числа налоговых льгот, а также многочисленных
лазеек для сокрытия доходов и неуплаты
налогов создали в стране атмосферу отсутствия
честной конкуренции законопослушных
и закононопослушных налогоплательщиков,
а также способствовали развитию теневой
экономики. Все более четко проявлялась
фискальная функция налогов при одновременном
сокращении темпов прироста налоговых
поступлений и росте бюджетного дефицита.
Налоги все в меньшей степени стали выполнять
функцию регулятора производства. Назрела
необходимость существенного изменения
налоговой политики.
Дальнейшее
развитие налоговой системы представляло
собой этап подготовки налоговой реформы.
Начиная с 1996 г. последовательно сокращалось
число многочисленных налоговых льгот
исключительного характера, отменялись
отдельные налоги, которые искажали суть
налоговой системы. Был восстановлен нарушенный
принцип единства налоговой системы, ликвидировано
право региональных и местных органов
по установлению неограниченного числа
новых налогов. Одновременно осуществлялись
разработка НК РФ и подготовка к его принятию.
Третий
этап развития налоговой системы — это
этап реформирования. В 1998 г. была принята
и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая,
или, так называемая, общая, часть НК РФ,
которая регламентирует важнейшие положения
налоговой системы России, в частности,
перечень действующих в России налогов
и сборов, порядок их введения и отмены,
а также весь комплекс взаимоотношений
государства с налогоплательщиками и
их агентами. С 1 января 2001 г. вступила в
действие специальная часть НК РФ, которая
регламентирует вопросы конкретного применения
налогов.
Налоговый
кодекс Российской Федерации — это единый,
взаимосвязанный и комплексный документ,
учитывающий всю систему налоговых отношений
в Российской Федерации.
Налоговая
система — это совокупность предусмотренных
налогов, принципов, форм и методов их
установления, изменения или отмены, уплаты
и применения мер по обеспечению их уплаты,
осуществления налогового контроля, а
также привлечения к ответственности
за нарушение налогового законодательства.

     Глава 2. Общая характеристика
налоговой системы Российской Федерации

Имущественный налог

Налогоплательщиками являются физические лица, которые владеют недвижимостью (например, квартирой, жилым домом). За налоговую базу принимается кадастровая стоимость недвижимости.

Какое имущество подлежит налогообложению?

  • Помещение для жилья (например, квартира или же комната).
  • Объект, строительство которого еще не завершили.
  • Дом, предназначенный для жилья.
  • Гараж.

Законы РФ 2018-2019Налоги в 2018 году

Из-за того, что кадастровая стоимость разная, отличается налоговая база. Ставка налогов тоже отличается:

  • 0,1% — жилые дома, квартиры, гаражи.
  • 2% — торговые центры и помещения, используемые для работы.

Власти Российской Федерации имеют право изменять налоговую ставку для объектов личного пользования, т.е. для домов, квартир, гаражей. Они могут ее либо увеличивать, либо уменьшать. Налоговая ставка на имущество может изменяться максимум 3 раза. Она может меняться в большую либо меньшую сторону.

Транспортный налог

Налоговая ставка не фиксирована. Она зависит от нескольких параметров. Самые основные – это мощность двигателя, категория транспортного средства, валовая вместимость. Причем каждый субъект Российской Федерации вправе менять величину налоговых ставок. Однако, существует ограничение: допустимо изменение ставок максимум 5 раз. При расчетах учитывается 1 л.с. (лошадиная сила) мощности двигателя.

Законы РФ 2018-2019Налоги в 2018 году

Какие виды транспортных средств облагаются налогом?

  • Автомобиль, автобус.
  • Снегоход, гидроцикл, моторная лодка, мотосани.
  • Мотороллер, мотоцикл.
  • Теплоход, катер, яхта, парусное судно.
  • Буксируемое судно.
  • Вертолет, самолет.

А какие не облагаются?

  • Воздушные и морские суда, осуществляющие перевозку пассажиров либо груза.
  • Медицинские вертолеты и самолеты.
  • Автомобили, которые используют инвалиды.
  • Лодки с маленькой мощностью (меньше 5 л.с.).
  • Специальные машины, которые используются для сельскохозяйственных работ и зарегистрированы на производителей сельскохозяйственной продукции (трактор, комбайн и т.д.).
  • Военный транспорт, используемый исполнительными органами власти.

Иногда бывают ситуации, когда владелец транспортного средства меняется. Как вычислить налог в этом случае? Необходимо использовать коэффициент.

Как платить ИП на упрощенке

Уже с нового года индивидуальные предприниматели начнут делать обязательные взносы на соцстрахование в фиксированном размере. Известно, что для ИП взносы будут независимы от МРОТ (минимальный размер оплаты труда) и ежегодно их размер будет меняться.

Законы РФ 2018-2019Налоги в 2018 году

Сейчас предприниматели делают разовые обязательные взносы, в конце года. В случае, если доход предпринимателя (система упрощенка, без работников) превысил 300 тыс. рублей, то он оплачивает дополнительный 1% от общей суммы прибыли. Максимальная же сумма платежа не должна превышать восьмикратного размера фиксированных взносов.

Сумма установленных фиксированных платежей

Вид взносов2017 год2018 год
Пенсионные23400 рублей26545 рублей
Медицинские4590 рублей5840 рублей

Еще одно изменение, которое коснется предпринимателей в следующем году – повышение корректирующего коэффициента по единому налогу на вмененный доход. «Вмененка», как еще называют ЕНВД, применяется в нескольких отраслях:

  • бытовые и ветеринарные услуги;
  • розничная торговля;
  • общественное питание;
  • наружная реклама и размещение на транспортных средствах.

Это далеко не полный перечень отраслей, в которых применяется данная система налогообложения. Сумма ЕНВД рассчитывается с учетом двух коэффициентов: дефлятора К1 и корректирующего К2.

Важно! Формула расчета ЕНВД в 2018 году: ЕНВД за квартал = налоговая база за квартал * ставку налога. . Ожидается, что в следующем году К1 повысится и предпринимателям придется платить больше

В текущем году его значение равнялось 1,798. В 2018 году – 1,868.

Ожидается, что в следующем году К1 повысится и предпринимателям придется платить больше. В текущем году его значение равнялось 1,798. В 2018 году – 1,868.

Дополнительные материалы по теме Налоги. Виды, уровни и функции налогов.

  

Функции сфер и элементов общества

Функции права, религии, науки, морали, искусства, образования, конституции, государства в жизни человека
Функции сфер и элементов общества
  

Право и обществознание 5,6,7,8,9,10,11 класс

Основная информация по обществознанию для обучения и подготовки в экзаменам, ГВЭ, ЕГЭ, ОГЭ, ГИА
Право и обществознание 5,6,7,8,9,10,11 класс
  

Биржи и биржевая торговля. Виды бирж.

Основная информация по обществознанию для обучения и подготовки в экзаменам, ГВЭ, ЕГЭ, ОГЭ, ГИА
Биржи и биржевая торговля. Виды бирж.
  

Рынок труда. Спрос и предложение труда.

Основная информация по обществознанию для обучения и подготовки в экзаменам, ГВЭ, ЕГЭ, ОГЭ, ГИА
Рынок труда. Спрос и предложение труда.
  

Общение как вид деятельности человека.

Понятие общения всплывает не только в науках об обществе и человеке, но и в естественных науках
Общение как вид деятельности человека.
  

Социальный конфликт. Причины, виды и примеры социальных конфликтов.

Понятие социального конфликта.

Принципы налоговой системы Российской Федерации

Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в  соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):

Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это установлено пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса.

  1. Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с  учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).
  2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Это следует из статьи 8 Конституции РФ. Пунктом 2 статьи 3 НК РФ также установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из  социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не  допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  3. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и  сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
  4. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В  соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не  запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и  организаций.
  5. Принцип установления налогов и сборов в должном порядке. Ни на кого не  может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, и при этом не  предусмотренные Налоговым кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом говорится в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса. Запрет на установление налогов иначе как федеральным законом прямо закреплен в Конституции РФ.
  6. Принцип определенности налоговой обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он  должен платить.
  7. Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и  неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о  налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Патентная система налогообложения

Патентная система налогообложения (ПСН) – специальный налоговый режим, который могут применять только индивидуальные предприниматели, при этом средняя численность наёмных работников, у них не должна превышать 15 человек.

Применяя ПСН, индивидуальный предприниматель получает право покупать патенты (по одному на каждый) на определённые виды деятельности (как правило, это оказание бытовых услуг населению и розничная торговля).

При расчёте стоимости патента размер реального полученного дохода не имеет значения. Налог на ПСН рассчитывается исходя от потенциально возможного к получению дохода, который устанавливается законами субъектов России.

Подробнее про .

Существующие виды налогообложения

Каждое лицо, занимающееся коммерческой деятельностью и получающее прибыль – индивидуальный предприниматель или организация – должны отчислять в пользу государства определённую денежную сумму, называемую налогом. Система налогообложения – это порядок вычисления и взимания этого сбора.

Законы РФ 2018-2019Налоги в 2018 году

Законы РФ 2018-2019Налоги в 2018 годуКаждый отдельный режим имеет основные элементы и преимущества,отличающие его от остальных. Если грамотно подобрать нужную бизнесмену систему, можно существенно облегчить налоговую нагрузку и, соответственно, получать большую прибыль.

Выделяют несколько видов налогообложения:

  • ЕНВД;
  • ОСНО (то есть традиционный режим);
  • ЕСХН;
  • ПСН(подходит исключительно для частных предпринимателей, занимающихся отдельными видами деятельности);
  • УСН (имеет 2 разновидности – УСН «Доходы» и УСН «Доходы минус расходы»).

Перечисленные режимы действуют для лиц, занимающихся коммерческой деятельностью на территории Российской Федерации.

Функции налоговой системы

Налоговая система РФ как сочетание элементов выполняет ряд функций. Такими функциями являются:

  • Фискальная. Налоговая система РФ является гарантом обеспечения денежными поступлениями бюджета государства.
  • Регулирующая. Заключается в достижении намеченных задач в налоговой государственной политике. Налоги и налоговая система признаются мощным инструментом регулирования экономики, темпов роста инвестиций, спроса и предложения, трудовой занятости.
  • Распределительная.Выражается в распределении налоговых средств по бюджетам всех уровней.
  • Стимулирующая. Различные льготы позволяют эффективно развиваться перспективным отраслям экономики.
  • Контрольная. Дает возможность государству контролировать финансовую деятельность налогоплательщиков, в том числе их доходы и расходы. Налоговая система динамично развивается, поэтому с помощью контроля оценивается также целесообразность нововведений в нее.

Какой режим налогообложения выбрать

При выборе определённой налоговой системы лицу, которое собирается заниматься коммерческой деятельностью, предварительно следует ответить на следующие вопросы:

  • какими видами деятельности вы будете заниматься;
  • будет ли ваш доход стабильным;
  • какой статус у вас будет после регистрации – ИП или юридического лица;
  • собираетесь ли вы сотрудничать с крупными компаниями.

Помните, что от выбранного вами режима будет зависеть график сдачи отчётности в ФНС, сумма налогового сбора и способ ведения бухгалтерского отчёта.

Заинтересованное лицо может самостоятельно выбрать систему налогообложения:

  • во время постановки на учёт в налоговой службе;
  • по истечении месяца с момента регистрации в ФНС;
  • до 31 декабря, чтобы сменить режим с нового года.

С этой целью предприниматель или представитель организации составляет и отправляет в отделение ФНС, в котором происходила регистрация, соответствующее уведомление (наибольшей популярностью пользуется УСН).

Бланк имеет стандартную форму как для предпринимателей, так и для предприятий. Документ должен содержать подпись ИП или руководителя фирмы (к примеру, её директора). Сотруднику налоговой службы предоставляется 2 экземпляра уведомления (один остаётся в ФНС, второй предъявляется заявителю).

Отметим, что выбор режима во время постановки на учёт не является обязательным условием регистрации. Однако специалисты рекомендуют заранее определить, какая система лучше всего подходит для ведения вашего бизнеса.

Если гражданин не подаёт соответствующее уведомление, ему автоматически устанавливается режим ОСНО.

Традиционная система налогообложения применяется редко, так как предусматривает уплату наибольшего количества налогов.

Добровольно её выбирают, если предприятие работает с крупными компаниями, которые платят НДС, а также если условия ведения бизнеса не подходят под какой-либо другой режим.

Изменения по УСН в 2019 году

Коэффициент-дефлятор по УСН на 2019 год — 1,518 (Проект Приказа Минэкономразвития).

С 01.01.2018:

  • коэффициент-дефлятор для УСН равен 1,481;

  • некоторым организациям, применяющим УСН, придется иначе считать долю доходов для пониженного тарифа страховых взносов:
    27.11.2017 опубликован закон, корректирующий правила п. 6 ст. 427 НК РФ о расчете доли доходов для признания вида деятельности организации основным. В нем указано, что поправки касаются правоотношений, возникших с 1 января 2017 года. Однако для некоторых компаний они являются ухудшающими. Значит, для этих компаний поправки обратной силы не имеют и должны применяться начиная с периодов 2018 года;

  • увеличивается предельная база по «больничным» и пенсионным взносам: предельная база по взносам на обязательное социальное страхование на случай болезни и в связи с материнством составит 815 000 руб., а по взносам на обязательное пенсионное страхование — 1 021 000 руб.;

  • появятся новые основания для признания расчета по взносам непредставленным (абз. 2 п. 7 ст. 431 НК РФ).

При подготовке были использованы материалы рассылки СПС «Консультант Плюс»

Статья написана и размещена 24 декабря 2011 года. Дополнена — 15.09.2014, 21.11.2014, 17.01.2016, 23.01.2016, 22.09.2016, 12.11.2016, 16.12.2016, 03.03.2017, 04.12.2017, 20.12.2017, 21.06.2018, 30.08.2018, 15.10.2018, 12.12.2018

Полезные ссылки по теме «Изменения налогового законодательства с 1 января 2019 года»

  1. Новые законы и изменения в законодательстве, вступающие с 01.01.2019

  2. Изменение в законодательство о страховых взносах с 01.01.2019

  3. Производственный календарь на 2019 год

  4. Правовой календарь на 2019 год

  5. Налоговый календарь на 2018 — 2019 год

  6. Налоговая отчетность для общего режима налогообложения

  7. Налоговая отчетность для упрощенной системы налогообложения

  8. Налоговая отчетность для системы налогообложения в виде ЕНВД

  9. Порядок ведения кассовых операций: применение ККМ (в том числе — при УСН, ЕНВД) когда можно работать без ККМ

  10. Как уменьшить налоговые риски бизнеса?

  • Налоговая оптимизация и практические вопросы ее применения

  • Проверка контрагентов на добросовестность

  • Правильная организация договорной работы

  • Налоговые риски договора

109 признаков недобросовестности налогоплательщиков

Что такое фирма — однодневка?

Налоговая ответственность за не сданную налоговую декларацию

Налоговая ответственность за не уплаченные налоги

Налоговая ответственность за неявку по вызову в налоговиков

Справочник новых штрафов Налогового кодекса РФ

Что должна содержать жалоба в налоговую инспекцию

Подробная инструкция о том, что делать, когда к вам пришла налоговая проверка?

Tags: изменения, налогового, законодательства, 2019 год, налоговый кодекс скачать бесплатно, скачать бесплатно

Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

К участникам отношений, формирующихся в рамках налоговой системы России и  регулируемых налоговым законодательством, принято относить две категории организаций и физических лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы, а также две категории органов государственной власти, уполномоченных контролировать данный процесс, а именно:

  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами;
  • налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
  • таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

В налоговой системе России предусмотрены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут быть установлены и отметены только Налоговым кодексом. Не предусмотренные им федеральные, региональные и местные налоги не могут устанавливаться (п. 5 и п. 6 ст. 12 НК РФ).

При установлении налога должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (ст. 17 НК РФ):

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их  использования налогоплательщиком.

Федеральные налоги и сборы

Устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей России (п. 2 ст. 12 НК РФ). К таковым относятся (ст. 13 НК РФ):

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

Региональные налоги

Устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России. Такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов России в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, если данные элементы им не установлены. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, власти субъектов России могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом (п. 3 ст. 12 НК РФ).

К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Местные налоги

Устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они обязательны к уплате на  территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях этих субъектов (п. 4 ст. 12  НК РФ).

К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы

Налоговым кодексом также устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать не перечисленные выше федеральные налоги. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 НК РФ).

К специальным налоговым режимам относятся (ст. 18 НК РФ):

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про НДФЛ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: